Чтобы быть человеком

 

В 1861 году Модзалевский стал преподавателем русской словесности и истории литературы в Смольном институте благородных девиц, которым руководил в то время Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870). «В старании овладеть вниманием моих мальчиков, бойких и впечатлительных, в старании передать доступное им знание я изведал новое наслаждение и почувствовал, что школа есть моя среда. Мне было так хорошо в классе, как в гостях у самых близких и любимых людей, и я пожелал тут навсегда остаться», — такими виделись Л. Н. Модзалевскому первые годы на педагогическом поприще. В это время в Петербург приехал учиться его младший брат. Личный педагогический опыт Льва Николаевича привел к выводу: «жизнь, пример, окружающие личности — вот что воспитывает дитя».

 

Крамской И. Н. Портрет К. Д. Ушинского (из книги К. Д. Ушинский в портретах и иллюстрациях М., 1950)
Портрет Н. И. Пирогова из издания Портретная галерея русских деятелей (СПб., 1859-1864)

В 1862 году молодого педагога отправили для обучения за границу: сначала в Гейдельберг, а затем Йену. В это время там же были К. Д. Ушинский и выдающийся хирург, создатель топографической анатомии Николай Иванович Пирогов (1810–1881). Пирогов был направлен за границу для руководства обучающимися там русскими кандидатами в профессора. Модзалевский о нем писал: «Я еще не видывал человека столь человечного: так он прост и вместе с тем глубок. Удивительнее всего, как человек таких лет и чинов мог сохраниться во всей чистоте». Льву Николаевичу повезло: его окружали великие учителя. И Ушинский, и Пирогов были не только выдающимися профессионалами, но и гуманистами-практиками. Оба они с исключительным вниманием относились к вопросам обучения и воспитания. И полагали, что главная задача воспитания должна вести к тому, чтобы «быть человеком». Они выступали против принуждения и насилия, и особое значение придавали расширению кругозора, изучению словесности и литературы.

СПб ГБУК ЦБС Василеостровского района