Педагогика как призвание
Педагогика как призвание
В 1864 году Л. Н. Модзалевский вернулся в Петербург и продолжил работу в Смольном институте, кроме того, стал преподавать в родной третьей и Мариинской женской гимназиях, на педагогических курсах. Педагогическая практика и опыт, полученный за границей, побудили его обратиться к истории педагогики. В 1866–1867 гг. он выпустил книгу «Очерк истории воспитания и образования с древнейших времен до наших дней», в предисловии к которой отмечал: «Без знания истории воспитания педагогу нельзя быть передовым деятелем своего времени, ибо все наши стремления и задачи необходимо подчинять закону преемственности».
1866 год оказался очень насыщенным: Модзалевский женился; принц П. Г. Ольденбургский пригласил его стать инспектором сиротского приюта. Год спустя он был назначен наставником к детям наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича. Семья переехала в Тифлис, где они прожили до 1882 года. Лев Николаевич не только обучал великих князей, но и преподавал в женской гимназии, основал женскую прогимназию, стал инспектором Кавказского военного округа.
Покинув Кавказ в 1882 году, Лев Николаевич приехал в Петербург. А затем около семи лет прожил в родовом имении Гари, почти оставив общественную и литературную деятельность. Он сосредоточился на домашней жизни и воспитании своих детей (всего в семье родилось одиннадцать детей, но трое умерли в младенчестве). Дети его получили прекрасное образование (вначале — домашнее, затем — в лучших учебных заведениях Петербурга) и стали видными специалистами в разных областях.
Л. Н. Модзалевский вернулся на педагогическое поприще в 1889 году, став инспектором классов СПб женского Мариинского института, а в 1895 году был назначен директором училища глухонемых. Он скоропостижно скончался на следующий день после торжественного выпускного акта учеников, на котором «ему поднесли глубоко прочувствованный адрес, несмотря на то, что он проработал в училище только один год».